План открытого урока математики в 1 классе.
Учитель: Пальмина О. М.
Тема: Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10.
Цели:
1. Учить выполнять вычисления вида 10+7, 17-7. 17-10; закреплять знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10.
2. Закреплять изученные приёмы сложения и вычитания; умения решать задачи;
формировать вычислительные навыки.
3. Развивать логику, мышление, смекалку, познавательную активность.
4. Воспитывать умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.
Планируемые результаты: учащиеся научаться выполнять вычисления вида 10+7, 17-7, 17-10 с опорой на знание нумерации; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
УУД, формирующиеся на данной уроке:
Регулятивные: саморегуляция, контроль, коррекция.
Личностные: действие смыслообразования
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Технология критического мышления.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки для детей на “+” и “-”, конверт с ракетами (геометрический материал)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Постановка учебных задач.
Ждёт нас быстрая ракета
Для полёта на планету.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
Ребята, мы сегодня отправляемся в необыкновенное путешествие в космос на математическую планету. Мы отправляемся исследовать Вселенную, хозяйка которой – наука МАТЕМАТИКА. Потому, что только она может оценить наши знания, чему мы научились на ее уроках. Математику называют царицей наук, и нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики. Вот и космонавту, и конструктору ракетных систем также необходимы знания по математике.
А вы знаете, что такое космос? (Это вселенная, мир звезд и галактик)
Вы готовы к полёту?
Стоп! Чтобы полететь в космос, надо быть сильными, ловкими, умными, находчивыми, уметь точно сделать расчёты, как все космонавты.
Готовы ли вы мыслить? Мы сейчас пройдём испытания.
II. Актуализация знаний.
1. Устный счет.
Я буду задавать вопросы, а вы на них верно и быстро отвечайте.
– Сколько пальцев на двух руках?
– Как называется день между вчера и завтра?
– Как называется геометрическая фигура, у которой три стороны, три угла, три вершины?
– Сколько месяцев в году?
- Сколько клювов у трёх медведей?
- Как называется геометрическая фигура, у которой 4 угла и 4 равных стороны?
– Сколько лап у двух собак?
– А вы знаете, что первыми животными, запущенными в космос были две собаки – Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись на землю после орбитального полёта.
2. Работа с геометрическим материалом. Работа в группах.
- На чём обычно совершают полёт в космос?
- А вы помните, кто первым в Российской космонавтике совершил полёт?
- Как назывался корабль, на котором он совершил путешествие?
- А у нас нет ракет. Давайте вместе попробуем сконструировать ракеты. На экране есть образец.
А у вас на партах готовые детали. Соедините их по образцу. Кто правильно построит, того мы и возьмём в свой экипаж. Работайте в группах.
Итак, ваша задача – из геометрических фигур составить ракету, выяснить какие геометрические фигуры нам понадобились и сколько их.
Проверка.
– Какие геометрические фигуры использовали?
– Сколько их?
Ребята, все вы прошли испытания и готовы к полёту в космос. А я буду вашим руководителем полёта. В путь! Нас ждёт очень много интересного!
Физминутка
Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолёт
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше,
Плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
– И вот мы на планете математика!
И теперь сможем переговариваться только по рации. А рация – это поднятая рука.
III. Самоопределение к деятельности.
– Посмотрите, сколько много вокруг нас звёзд. Мы сейчас выстроим созвездие из числового ряда.
– Я буду говорить задание, а вы в уме считать. Правильный ответ нужно будет снять с доски и встать у доски так, чтобы получился числовой ряд, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим. (составить ряд)
Назовите число, которое следует за числом 11 (12)
В котором один десяток и шесть единиц (16)
Которое предшествует числу 19 (18)
В котором один десяток и столько же единиц (11)
Первое слагаемое десять, второе – три, сумма - … (13)
В котором пять единиц и один десяток (15)
16 увеличить на один (17)
Уменьшаемое 15, вычитаемое 1, разность – (14)
В котором два десятка (20)
Двадцать уменьшить на один (19)
– Какие мы молодцы! Сумели сосчитать звёзды.
- Увеличьте наименьшее из записанных чисел на 1. Запишите соответствующий пример.
(ученик записывает на доске)
- Прочитайте его разными способами.
- На основе записанного вами примера на сложение составьте два примера на вычитание.
- Что вы заметили? (Чтобы узнать одно слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое)
- Как вы поняли, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
- Откройте учебник на стр. 52 и проверьте, правильно ли вы поставили задачи урока?
- У каждого из вас есть свой бортовой журнал. Заполните графы «Я знал», «Хочу узнать». Во время урока заполните графу «Я узнал».
IV. Работа по теме урока.
– Ребята посмотрите, а кто это нас встретил? (инопланетяне). Что они говорят?
«Ребята, помогите нам сделать открытие».
- Я, кажется, знаю про какое открытие они говорят, тем более, что и мы с вами сегодня на уроке тоже должны научиться выполнять вычисления вида 10+7, 17-7, 17-10.
1. Практическая работа.
(Учитель записывает на доске числовое выражение 10 + 3.)
- Прочитайте данный пример разными способами.
- Что такое 1 десяток? (1 десяток – это 10)
- Положите перед собой 1 десяток красных кругов.
- К 1 десятку надо прибавить 3 единицы. Положите на парту 3 зеленых круга.
- Какое число составляют 1 десяток и 3 единицы? (13)
Значит, 10 + 3 = 13.
- Закройте 3 зеленых круга. Сколько осталось?
- Значит, сколько получим, если 13 уменьшить на 3?
2. Работа по учебнику.
- Рассмотрите верхние рисунки на с. 52.
- Какие числа изображены при помощи палочек?
- Объясните, как выполнены вычисления. Какие числа надо вставить в окошки?
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.
(Сгибание и разгибание рук вверх)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
(Расслабленное поднимание и опускание рук)
Наклонитесь столько раз,
Сколько звёздочек у нас.
(Наклоны в стороны, руки на пояс)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты.
(Прыжки на месте)
Хорошо мы посчитали
И нисколько не устали,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
V. Закрепление изученного материала.
№1 (Письменное выполнение с комментированием)
А вы знаете кто занимается изучением звёзд? (астроном)
– Астроном предлагает решить нам космические задачи.
– Сейчас мы вспомним изученные виды задач. Вы должны определить, каким действием решается задача и с помощью карточки показать.
1) Космонавт Петров побывал в космосе 5 раз, а космонавт Волков на 3 раза больше. Сколько раз в космосе побывал космонавт Рыбаков?
2) Петя увидел в телескоп 9 созвездий, а Олег на 4 созвездия меньше. Сколько созвездий увидел в телескоп Олег?
3) Серёжа увидел сначала 7 падающих звёзд, а потом ещё 5 звёзд. Сколько всего звёзд увидел Серёжа?
4) В космический кружок записались 10 мальчиков и 6 девочек. Сколько всего детей записались в кружок?
5) В космический кружок записались 10 мальчиков и 6 девочек. На сколько больше записались в кружок мальчиков, чем девочек?
– А сейчас задачи вы будете решать самостоятельно по вариантам. (I вариант – задача № 2, II вариант – задача № 4)
Проверка
– Поменяйтесь тетрадями и проверти правильность решения, сравнив решением на доске.
(рисование смайликов)
VII. Рефлексия
Наше путешествие подходит к концу. Но посмотрите, кто к нам приближается. Это Космическая Злючка. Что она говорит?
- Я вас не отпущу, пока вы не решите мои примеры. Они находятся в учебниках. №5 (Самостоятельное решение примеров)
- Обсудите в паре свой бортовой журнал. Все ли, что хотели узнать на уроке, вы узнали?
– Что вам больше всего понравилось на уроке?
– Какое задание показалось наиболее интересным?
– Какое задание было труднее всего выполнять?
– Довольны вы своей работой?
VII. Подведение итогов урока
- Какие числа мы сегодня научились вычитать и складывать?
- Какие чувства вы испытали, когда научились решать примеры с такими большими числами?
- Какое математическое правило вам помогло разобраться в новой теме?